Спортивная фотография
1. Спортивная фотография. Актуальность, проблема, цель
Документальная природа фотографии закладывает в нее огромный объем информации, но не отторгает от художественных форм. Недаром о фотографии нередко говорят как о мире фактов и мире поэзии. Есть множество примеров, когда строго документальный фоторепортаж становится образной публицистикой. Так что, оценку возможностям фотографии следует давать не по протокольным снимкам. Нужно понять неоднородность, многообразие жанров, видов, форм современной фотографии и, ведя теоретические рассуждения о фотоискусстве, иметь в виду раздел художественной фотографии и образные, художественные снимки.
Актуальность исследования объясняется тем, что фотографическое изображение становится копией натуры, протоколом, если аппарат и другая съемочная техника находятся в руках неумелого фотографа или ремесленника. Если же фотоаппарат - в руках человека, понимающего задачи и возможности фотографии, владеющего мастерством, снимок становится художественной картиной действительности, дающей зрителю и познание мира, и эмоциональное впечатление. Там, где все передоверяется технике, и человек, нажимающий спусковую кнопку затвора аппарата, считает, что резкое изображение - это уже хороший снимок, скорее всего, получится только фотографическая копия натуры.
Проблема исследования касается двух начал фотографии - документального и художественного, долгое время казалась неразрешимой. В результате: репортаж, где документальность заявляла себя особенно ярко, попросту отторгали от фотоискусства. Однако творческая практика разрушила эти границы. Документальная фотография заговорила языком искусства, репортажные снимки - языком образной публицистики. Факты стали получать художественное осмысление, появились новые определения: "документальная романтика", "поэтика документализма" и пр.
Новизна исследования объясняется реалиями сегодняшнего дня когда документальная фотография вышла на новый уровень фотоискусства и охватывает все новые области художественного представления событий, среди которых отдельное место занимает спорт. Сегодня спортивные сюжеты стали одним из популярных видов съемки среди фотографов - любителей и профессионалов. Эмоциональность, выразительность и сюжетная острота спортивных моментов требует от фотографа, во избежание ошибок, знания ряда композиционных и технических особенностей.
Целью исследования является изучение особенностей современной спортивной фотографии.
В отдаленные времена, когда новый способ получения изображений - фотография - только осознавал себя искусством и собственных традиций еще не имел, творчество первых фотографов-художников находило опору в законах живописи. Еще тогда родилось направление развития фотоискусства, которое позже теоретики назвали "картинной фотографией".
Это направление живет, развивается, приобретает черты современного и сегодня объединяет в себе такие жанры, как станковый павильонный портрет, натюрморт, классический пейзаж. Многие из этих произведений стали классикой. И по тематике, принципам решения смысловых и изобразительных задач, композиционным формам, колориту, живописности действительно близки к параметрам изобразительного искусства. Вместе с тем современная фотография в таких ее видах и разделах, как событийная съемка, репортаж, жанровая тематика, давно приобрела собственные, присущие только ей особенности содержания и изобразительных структур. Здесь ничто уже не напоминает классической живописи.
И, тем не менее, очень важно, чтобы фотограф в своей учебной практике привил себе представление о фотоснимке как о художественной картине и о прямоугольнике видоискателя или матового стекла фотоаппарата как о картинной плоскости, в пределах которой необходимо "нарисовать", скомпоновать будущую картину.
Термин "картина" применяется здесь, конечно, в специфическом для фотографии смысле. Это, разумеется, не прямая аналогия с изобразительным искусством и не перенос в фотографию его законов и структур. Здесь есть лишь одна параллель: фотограф, как и художник-живописец, не копирует действительность, он творит ее по законам своего искусства.
Создание снимка начинается задолго до того, как производится спуск затвора фотоаппарата.
Съемка - это не краткое мгновение, длиной в 1/50 или 1/100 долю секунды. Это - процесс иногда довольно короткий, в других случаях достаточно длительный.
Экспонирование - финал процесса. Все сделано раньше: задумана тема, найден сюжет, определены точка съемки и характер светового рисунка, материал скомпонован в кадровом окне фотоаппарата.
Наконец, подмечен тот единственный момент, в который сюжет раскрывается с необычайной полнотой и точностью. В событии - это его кульминация. В портрете - это характерное выражение лица, выразительный жест. В пейзаже - это порыв ветра, отклонивший ветку дерева или солнечный блик, неожиданно упавший на желтые листья осенних кленов. В спортивном снимке - это точно высеченная фаза движения.
В фотографии и фотоискусстве при анализе изобразительного решения снимков пользуются профессиональной терминологией. Представляется полезным раскрыть смысл некоторых широко применяющихся понятий.
Материал, найденный фотографом в жизни, зритель позже видит на снимке, то есть на листе фотобумаги того или иного формата. Снимок имеет определенные границы, чаще всего очерчивающие некий прямоугольник. Эта рамка заключает в себе пространство, которое фотограф как бы вырезал при съемке из широких просторов пейзажа или интерьера. Многое осталось за пределами рамки, а что-то сделалось достоянием зрителя.
Выбор для съемки лишь части объекта должен быть мотивированным. Вполне закономерен вопрос к фотографу, почему он остановил свое (и наше) внимание именно на этой части объекта. Должен последовать уверенный ответ: да потому, что именно здесь находится центр события, характерная часть пейзажа, наиболее существенные элементы будущей картины.
Пространство, ограниченное прямоугольной рамкой матового стекла или видоискателя фотоаппарата, часто называют кадром : "В кадр вошло почти все здание", "В кадре слишком много пустоты, он не заполнен", "К основному кадру я снял несколько дублей" и т.п. - можно услышать в разговорной речи.
В разговорной речи вы можете встретить рассуждения о "рамке кадра". В этом случае под кадром подразумевается плоскость снимка, все видимое пространство. И тогда, конечно, можно говорить о его границах, то есть о рамке кадра. Вы можете также встретиться с понятиями "поле кадра" и "кадровое пространство". Они означают то же, что и "кадр" - часть пространства, вырезанную рамкой видоискателя или матового стекла, часть пространства, которая будет воспроизведена на фотоснимке.
Широко распространен еще один термин - "кадрировать". Кадрировать - значит устанавливать определенные границы кадра, а также уточнять эти границы, срезать краевые участки изображения, исключить из сферы внимания зрителя случайное на снимке, несущественное.
Понятие "картинная плоскость". В живописи, в учении о перспективе, существует понятие "картинная плоскость". Вот как оно определяется у художников.
Представляется совершенно правильным использование этих терминов в фотографии: картинная плоскость, плоскость картины, фотокартина... Это обязывает. Представление о снимке как о фотографической картине, думается, удержит фотолюбителя от съемки любого попавшего в кадр материала, освободит его альбом от элементарных фотоизображений, являющихся копиями действительности.
Умение фотографа определяется его практическим опытом. Сначала он должен стремиться к четкому изобразительному решению кадра, позже - обязательно к художественным результатам.
Без ясного авторского замысла, без четкого сюжета не может быть найдено законченное изобразительное решение снимка. Начало формирования кадра - это сознательный отбор жизненного материала, введение в кадр только тех деталей, которые органически связаны с выбранным сюжетом. Вот почему всегда необходимо думать о взаимосвязи формы снимка с его содержанием, о ведущем значении содержания при создании произведения искусства.
Композиционный рисунок кадра берет свое начало от его смыслового центра. А это значит, что в любых условиях съемки - в спокойной обстановке
фотоателье или в жестком временном режиме событийной съемки - необходимо оценить и общую ситуацию, и композиционную, и смысловую значимость каждого элемента сюжета. Они отнюдь не равнозначны, эти элементы. Одни образуют центр сюжета; другие важны как характеризующие обстановку, среду; третьи имеют значение изобразительное; а четвертые являются помехой и должны остаться за пределами кадра. Но поначалу все внимание следует отдать главному из них, являющемуся смысловым центром снимка. При работе над портретом, пейзажем, натюрмортом фотограф имеет время подумать над этой проблемой и даже практически проверить различные варианты композиции. Событийная съемка, фоторепортаж и жанровая тематика времени на размышления практически не оставляют. Только профессиональные навыки, опыт, острота и своеобразие творческого мышления фотографа позволяют ему буквально мгновенно найти правильное решение.
В различных жанрах меняются условия и обстоятельства съемки, становится иной методика композиционного творчества, но первичная задача остается неизменной: прежде всего, ограничить материал известными пространственными пределами и найти смысловой центр картины. А затем сформировать этот центр на снимке, усилить его, подчеркнуть, сосредоточить на нем внимание зрителя. Одновременно возникает еще одна задача: где, в какой части пространства кадра должен разместиться этот ключевой материал?
Следует заметить, что в практической работе обе задачи - создание акцента на главном и расположение смыслового центра в пределах поля кадра - решаются слитно, они неотделимы одна от другой. Но для того чтобы точнее разобраться в методике построения снимка, условно разделим их. Научимся сначала формировать, подчеркивать сюжетно важные элементы изображения, а потом определим место, которое должен занять смысловой центр в рамке кадра, на картинной плоскости.
Очень часто серьезным недостатком снимка становится одинаково четкое изображение всех деталей, попавших в поле зрения объектива. Кадр начинает пестреть множеством мельчайших подробностей. Рисунок снимка делается запутанным, перегруженным. Глаз зрителя ни на чем определенном остановиться не может, потому что на картинной плоскости нет какой-либо фигуры или предмета, привлекающих к себе особое внимание, то есть нет ударения, акцента, поставленного на главном, на центральной части сюжета. Нет основного композиционного начала - и кадр оказывается несформированным, все его части - равнозначными. Какими средствами и приемами можно сформировать изобразительный центр картины? Это - укрупнение главных элементов композиции, тональный контраст объекта съемки и фона, нерезкость второстепенных и фоновых элементов.
2. Композиция динамического снимка
В переводе с латинского термин "композиция" означает сочинение, составление, соединение, связь, то есть построение изображения, установление соотношений отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном счете единое целое - завершенное и законченное по общей геометрии кадра, линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.
Понятие "композиция" относится ко всему изобразительному строю снимка, учитывает смысловые нагрузки, размещение фигур и предметов на картинной плоскости, направление происходящего в кадре движения, ход и ритм основных линий рисунка, распределение светотональных масс, перспективу фотоизображения.
Композиция кадра во многом зависит от выбранной точки съемки, от расстояния, с которого ведется съемка, от направления оптической оси объектива и т.д. Все эти условия фотографирования определяются автором снимка. От него, следовательно, зависит и конечный результат - художественная ценность найденного изобразительного решения темы.
Выдвигая требование динамичности композиции фотографического изображения, необходимо добиваться его глубокой жизненной правды. Сохранить динамику действия, движения, внутреннего состояния человека, показать развитие события во времени и пространстве в единичном снимке, фиксирующем всего лишь кратчайший миг происходящего, момент длиною в 1/30, 1/100, 1/500 долю секунды, довольно непросто. И дело, конечно, не только в передаче на снимке движения как такового, как перемещения объекта съемки в пространстве. "Снимок полон движения", - говорим мы об удачной фотографии спортсмена, срывающего финишную ленточку. Но и анализируя психологический портрет, мы говорим: "Снимок удивительно динамичен". Проблема создания динамичного фотоизображения шире, чем задача воспроизведения характера происходящего в кадре движения.
Движение развивается во времени. Как же передать живость движения в краткое мгновение съемки? Проблема не новая в изобразительном искусстве и достаточно разработанная в таких видах искусства, как живопись, графика, скульптура. В фотографии, как и в этих видах искусства, решение вопроса начинается с выбора момента движения, развивающегося во времени. При фотосъемке на этот момент приходится спуск затвора фотоаппарата.
В течение события один за другим следуют самые разнообразные моменты. Динамика действия, движение людей складываются из множества фаз. Если установить фотоаппарат неподвижно и сделать подряд серию снимков, мы получим кинеграмму происходящего в кадре движения, как бы разложенного на отдельные фазы, зарегистрированные в последовательном ряде кадров. По одной такой фазе движения можно судить и о движении в целом, словно оно раскрывается во времени, словно мы схватываем и предшествующее этой фазе положение объекта и представляем себе, как в дальнейшем развивается движение. Рамки фотографии при этом необыкновенно расширяются.
Событие раскрывается во всей его полноте и предстает перед нами не в виде короткого статичного мгновения, зафиксированного с помощью фотографической техники, а таким, каким мы его видим и воспринимаем в жизни.
Откуда же появляется эта жизненность, полнота, динамичность фотографической картины? Залог успеха - правильно выбранный момент съемки, совпавший с характерной, типичной и выразительной фазой изображаемого движения, развития сюжета, выражения лица, то есть из-за того, что зафиксировал нехарактерную фазу движения мышц лица. По этой причине человек может стать на снимке просто неузнаваемым, что должно заставить фотографа быть особо внимательным при определении момента съемки.
Движение, направленное вдоль картинной плоскости, позволяет воспроизвести четкие линейные очертания идущих людей, и именно с такой точки съемки фиксируется лучше всего характерный рисунок человека. Можно сказать, что в этом случае наиболее отчетливо передаются самые разнообразные фазы одного непрерывного движения: в каждое последующее мгновение образуется новое очертание силуэта, и при этих условиях сравнительно нетрудно предугадать и зафиксировать характерную фазу, типичное положение человека идущего, бегущего и пр.
Обратите внимание, что движение, направленное в таком кадре слева направо, воспринимается иначе, чем развивающееся в обратном направлении - справа налево.
Достаточно сделать отпечаток с перевернутого негатива, чтобы хорошо почувствовать эту разницу. Какой из двух снимков лучше передает движение, кажется динамичнее?
Большинство ответит, что тот, где движение происходит справа налево. Обычно этот эффект объясняют следующим образом: зрение человека натренировано чтением, письмом, и он привычно рассматривает текст или рисунок в направлении слева направо. Если движение на снимке развивается именно в этом направлении, то его скорость как бы снижается в связи с параллельным движением глаз, как если бы мы оценивали скорости движения автомобиля и другой автомашины, идущей параллельным курсом. Вследствие этого снижается эффект динамичности фотоизображения. И наоборот, движение, направленное в кадре навстречу привычному обзорному движению взгляда, то есть справа налево, оценивается как имеющее большую скорость, отчего и эффект динамичности фотоизображения в этом случае кажется большим.
Обязательно должен быть какой-нибудь элемент изображения, указывающий нам, что объект съемки движется. Диагональная композиция способствует решению темы, связанной с движением. Существуют объяснения этого явления:
*Диагональ - линия, самая длинная из прямых, которые можно провести в прямоугольнике кадра. Движение, направленное по диагонали, получает,
таким образом, для своего развития самое большое из возможных пространств.
*Диагональ - линия наклонная, т.е. неустойчивая и, следовательно, динамичная. Объект, движущийся по диагонали прямоугольника кадра, как бы скользит по наклонной плоскости, что усиливает эффект движения.
Спортивная фотография - особый жанр. Нужно быть мастером, чтобы суметь поймать краткий миг, вместивший страсть борьбы, горечь поражения и восторг победы.
Основное отличие спортивных снимков - их динамичность, которая обеспечивается главным образом мгновенностью регистрации события, продолжительность которого составляет доли секунды.
Нерезкость, обусловленная движением самого объекта, зависит от заданной выдержки, от скорости движения оптического изображения на поверхности светочувствительного слоя. Поэтому смазанность изображения на пленке тем больше, чем длиннее выдержка, чем больше скорость движения объекта относительно аппарата, чем больше фокусное расстояние объектива и чем ближе к фотоаппарату движется объект. Следовательно, чтобы получить изображение резким, надо установить самую короткую выдержку, выбрать самый короткофокусный объектив и возможно дальше отойти от объекта съемки. Все вместе эти условия невыполнимы, так как условия освещения и диафpагмиpования ограничивают выдержку, а короткофокусный объектив на большом расстоянии не позволит получить изображение в достаточно крупном масштабе. Поэтому при съемке спортивных сюжетов фотограф выбирает оптимальные сочетания перечисленных условий, при которых обеспечивается резкое изображение в достаточно крупном масштабе.
Смещение изображения на пленке зависит от угла направления движения к оптической оси фотоаппарата. В случае, когда объект движется почти прямо к фотоаппарату или от него, выдержка может быть увеличена вдвое. Необходимо еще раз напомнить о том, что фотоаппараты со шторным затвором желательно размещать так, чтобы шторки затвора двигались в том же направлении, что и объект, иначе скорость движения изображения объекта в фокальной плоскости может совпасть со скоростью движения щели и изображение смажется по всему кадру.
Эффект смазывания изображения может быть и полезен для выражения стремительности движения. При съемке движущихся объектов применяют прием, который называют "съемкой с проводкой". Прием состоит в том, что, поймав объект в видоискатель, равномерно ведут фотоаппарат вслед за объектом с такой скоростью, чтобы объект практически не смещался относительно границ экрана, и, когда синхронность движения достигнута, нажимают спуск затвора.
Во время экспозиции объект неподвижен относительно пленки, а окружающая обстановка, фон перемещается с большой скоростью. На снимке, полученном таким образом, движущийся
объект получается резким, а детали фона размазываются в полосы по направлению движения.
Созданный эффект на снимке соответствует нашему зрительному восприятию движущегося объекта, когда глаз следит за объектом, а окружающие объекты сливаются.
Разумеется, такой прием применим только при съемке равномерно движущихся объектов, причем необходимо, чтобы все детали объекта двигались в одну сторону с той же скоростью. Например, лыжника, спокойно скользящего с горы с большой скоростью, можно снять описываемым приемом, но фигура лыжника, двигающегося по равнине, не получится резкой целиком, так как руки и ноги при толчках смещаются назад от корпуса и изобразятся размытыми. "С проводкой" лучше снимать мотоциклистов, велосипедистов, прыжки с трамплина, водные лыжи и т.п.
3.Требования к фототехнике и пленке
Чтобы получить хорошие результаты при съёмке спортивных сюжетов, необходимо не только любить спорт, но и знать его. Только глубокие знания техники и правил различных видов спорта способствует созданию выразительных и эффективных снимков. Поэтому следует заранее продумать свою экипировку и подобрать необходимые принадлежности. Заблаговременно побывав на месте будущих состязаний, можно наметить план, определить точки съёмки, выбор объектива и плёнки. Опытные фотографы хорошо знают, что большое количество аппаратуры может стать помехой в работе, а быстротечность происходящих событий не оставляет подчас времени даже на смену объектива и точек съёмки. Лучше иметь либо две фотокамеры с объективами, имеющими различное фокусное расстояние, либо панкреатический объектив (зум).
Съемка спортивных сюжетов наиболее требовательна к фототехнике. Здесь нужен быстрый автофокус (сюжет для съемки порой возникает стремительно), режим следящей фокусировки (объект съемки почти всегда куда-то перемещается), светосильная оптика (чтобы размыть задний план или уменьшить выдержку), скоростная серийная съемка (чтобы поймать лучшую фазу движения), малое время задержки срабатывания затвора (чтобы не упустить миг). Конечно, можно попытаться поймать миг и не имея дорогостоящего оборудования, но здесь уже встает вопрос о КПД. Чем быстрее ваша техника, тем меньше брака на выходе.
В принципе для спортивной съёмки пригодны почти все мало- и среднеформатные фотоаппараты. Однако надо учитывать, что штатные несменные объективы ограничивают возможности фотолюбителя. Поэтому для съёмки спорта широко применяется аппаратура, допускающая быструю смену объективов.
При определении выдержки при съёмки спортивных сюжетов, помимо обычно учитываемых факторов:
*Светочувствительность фотоплёнки.
*Величина диафрагмы.
*Световые условия.
*Фокусное расстояние объектива.
Эти характеристики должны учитывать скорость и направление движения объекта по отношению к аппарату и допустимая не резкость изображения.
Необходимость помнить, что чем дальше объект съёмки от фотоаппарата, тем больше может быть выдержка и наоборот. Поэтому, снимая один и тот же объект двумя различными по фокусному расстоянию объективами, следует устанавливать различные выдержки. Длиннофокусный объектив даёт изображение в крупном масштабе и поэтому требует более короткой выдержки, чем короткофокусный.
Поскольку для съёмки движущихся объектов и особенно спортивных моментов необходимы короткие выдержки, используются высокочувствительные фотоматериалы: на открытых площадках "100", а в помещении "200" или даже "400".
Чем больше светочувствительность пленки - обозначающееся числом ISO равным соответственно 100,200,400,800 или 1600, тем быстрее перемещаются шторки в вашем фотоаппарате, когда вы нажимаете спусковую кнопку. Следовательно, чем больше светочувствительность пленки, тем короче отрезок времени, за который на пленку проецируется объект съемки, тем меньше шансов получить размытое изображение.
Отсюда делаем вывод:
Если вы хотите, чтобы за динамично движущимися объектами тянулись размытые разноцветные вуали - эффект, названный дизайнерами Motion Blur , используйте пленку с меньшей светочувствительностью 100, 200 ISO.
Если, напротив, ваша цель заморозить объект на месте, необходимо использовать пленки с высокой светочувствительностью - 400, 800, 1600 ISO.
Важную роль в спортивном сюжете играет фон. Надо стремиться, чтобы он не мешал зрительному впечатлению, не был монотонным и не сливался с главным объектом. Если объект светлый, то фон должен быть тёмным и наоборот. В одних случаях его следует передать резким, в других - смазанным. Например, при съёмке мотоциклетных гонок несколько смазанный фон усиливает впечатление движения, подчеркнёт его скорость.
Приём, позволяющий получить резкий объект на смазанном фоне, называют "съёмкой с проводкой". Суть его в том, что во время съёмки фотоаппарат двигают за объектом со скоростью, равной скорости движения объекта, чтобы его изображение не было смазано. При этом выдержка должна быть в пределах 1\125 - 1\250 с. Съёмка с короткими выдержками (1\500 - 1\1000 с.) уменьшает впечатление движения, а иногда оно совсем исчезает, так как фон и объект получаются одинаково резкие.
Выбирая точку съёмки, необходимо предвидеть, в каком ракурсе снимаемый объект будет выглядеть наиболее выразительно и динамично.
Удачный ракурс и правильное диафрагмирование помогут отделить снимаемый объект от случайного фона, подчеркнув его объёмность.
Необходимо также обращать внимание на светотеневое решение кадра. Наиболее благоприятен заднебоковой или контурный свет. Лучше всего производить съёмку в солнечные дни. При таких условиях появляется возможность диафрагмировать объектив, чтобы обеспечить необходимую глубину резкости.
Для сохранения динамичности сюжета большое значение имеют расположение объекта в кадре. В случаях, когда объект находится в центре кадра, это придаёт снимку статичность. Поэтому стремятся сместить его так, чтобы оставалось больше свободного пространства в сторону движения, чем сзади. Такая компоновка кадра обычно даёт полную характеристику движения, так как становится ясно, куда движется объект.
Фотолюбителю необходимо научиться заранее предвидеть, когда и где можно ожидать всплеска эмоций: после забитого гола, успешного или не успешного выполнения особо сложного элемента, в переломные моменты и т. д. Но и умение предвидеть эмоциональную ситуацию ещё не достаточно. Надо уметь находить эмоциональных людей и среди зрителей, и среди участников соревнования. На трибунах среди болельщиков часто оказываются популярные люди, артисты, известные деятели искусства, знаменитые в прошлом спортсмены. За этими людьми тоже следует понаблюдать: порой они ведут себя весьма непосредственно и эмоционально.
Проявление ярких эмоций, как правило, быстротечно, поэтому нужно выполнить все подготовительные операции заранее: наметить конкретный объект и ракурс, определить значение выдержки и диафрагмы, а в некоторых случаях целесообразно заранее навести объектив на резкость. Съёмку эмоций лучше всего вести методом "скрытой камеры". Насколько фотолюбителю удастся стать незаметным для окружающих и произвести необходимые съёмки, целиком и полностью зависят от его опыта и умения.
4. Особенности экспозиции спортивной фотографии
Экспозиция это - количество света попадаемого на фотоматериал при съемке за определенный отрезок времени. На практике экспозиция - это сочетание выдержки и диафрагмы. Точность экспозиции - главное условие для получения качественной спортивной фотографии. Эта величина относится в равной степени и к фотопленке и фотобумаге.
Нужная экспозиция достигается путем изменения времени экспонирования или относительного отверстия объектива.
Регулирование относительного отверстия объектива осуществляется с помощью диафрагмы. Общепринятая градуировка шкалы диафрагмы приводится на рисунке.
При изменении каждого последующего числа (деления) на шкале диафрагмы или выдержки количество света, падающего на пленку, возрастает примерно
в два раза. Разность между соседними делениями шкалы диафрагмы или выдержки называется ступенью или шагом.
Выдержка - продолжительность экспонирования, это промежуток времени от открытия до закрытия затвора, в течение которого свет воздействует на светочувствительный слой.
В современной фотографии величина выдержек колеблется в очень широких пределах. В спортивной фотографии практически могут понадобиться выдержки, лежащие от 1/1000 доли секунды до 0,2 с.
Вопрос о том, какую надо использовать выдержку, чтобы фотография получилась правильно, не темной и не светлой, возникает у фотографа буквально перед каждой съемкой. В спортивной фотографии абсолютная величина выдержки сама по себе ничего не решает: в одном случае может оказаться 1/1000 секунды, в другом - мало и целой секунды.
В конечном итоге только от двух основных факторов: от яркости освещения, и от светочувствительности пленки. Чем ярче освещение и чем чувствительнее фотопленка, тем меньше времени нужно для образования скрытого изображения.
Выбор выдержки и относительного отверстия объектива зависит от поставленной перед фотографом задачи: хотим ли мы получить желаемую глубину резкости при фотографировании неподвижного объемного объекта или для нас важно "остановить" движение при съемке движущегося объекта. Часто приходится принимать компромиссное решение.
Подходящая выдержка позволяет "остановить" движение фотокамеры или объекта, причем при малых выдержках эту задачу решить легче, чем при больших. Следовательно, изменяя выдержку, можно регулировать количество света, падающего на пленку, и контролировать "остановку" движения.
Регулировать количество света, падающего на пленку, можно и с помощью диафрагмы, которая при этом позволяет менять глубину резкости изображения. При большой диафрагме (или относительном отверстии объектива), например 2, получают малую глубину резкости, тогда как при малой диафрагме, например 16, глубина резкости увеличивается. При различных установках диафрагмы изменяется относительное отверстие объектива. Относительное отверстие характеризуется отношением действующего отверстия объектива к его главному фокусному расстоянию и выражается в виде дроби, числитель которой приведен к единице. Для облегчения считывания индексы на шкале диафрагмы фотоаппарата наносятся в виде знаменателей дроби.
Если объектив сфокусирован на объект, находящийся от фотокамеры на расстоянии 120 см, то максимально резкое изображение объекта получается именно при этом расстоянии. При относительном отверстии 2 в фокусе объектива находится очень узкая область пространства; при относительном отверстии 16 область резко изображаемого пространства лежит в пределах 30-150.
В тех случаях, когда освещенность не может быть увеличена до требуемой величины, а необходимо произвести фотографирование с малой выдержкой, следует применять более светочувствительные пленки.
На практике, начинающему фотолюбителю, для съемок обычных сюжетов достаточно подсказки, которую дают заводы-изготовители фотопленок. Разорвите коробочку из-под фотопленки и на обратной стороне вы найдете картинки, показывающие какую выдержку и диафрагму необходимо установить для этой пленки в различных условиях.
5. Вывод
В заключении хотелось бы сказать что прежде всего, фотография это один из видов искусства, плод технической мысли и опирается она в своем начале на законы изобразительного искусства. Но в своем развитии фотография ушла дальше потому что, применяя различные технические приемы можно добиться очень интересных результатов,
какие на полотне вряд ли бы получились. Владение искусством фотографии дает людям возможность приобщиться к искусству не владея кистью и карандашом, но зная и грамотно применяя основные законы живописи и рисунка.
То, что мы видим на фотоснимках - это взгляд фотографа на окружающую его действительность. Поймать эмоции, миг жизни, удается не каждому, но при определенных
условиях можно воссоздать некое подобие чувств, переживаний. В то же время фотографу
нужно быть психологом, уметь общаться с людьми, располагать их к себе, от этого в частности зависит, насколько удачными будут снимки того или иного человека. Найти в человеке и показать то, что кроется у него внутри дано не каждому, кто взял в руки камеру. К кому -то это приходит с опытом, а кто-то так и остается не удел. Просто снимает отпечаток с лица, и за которым ничего нет.
До сих пор большинство фотографов отдает предпочтение "решающему моменту". Однако съемка в нерешающие моменты способна открыть новые грани в знакомом материале. Так, в фотоклубе "Новатор" уже много лет исповедуют съемку спортивных сюжетов в моменты, которые по традиции считаются проходными, невыигрышными. Кадры, запечатлевшие спортсменов перед стартом, после выступлений, поведение их товарищей на скамейке запасных, открыли целый мир психологических состояний, по своей фотогеничности и направленности не уступающих кульминационным пикам состязаний. Выяснилось, что эстетика "нерешающего момента" чрезвычайно плодотворна при фиксации разнообразных жизненных проявлений. Открывается возможность иначе показать уже отработанные фотографами сюжеты. Наконец, существует немало способов печати, помогающих автору "освежить" старый мотив, вернуть ему былое звучание.
Подход к спортивным снимкам может быть двояким - методическим или зрелищным. Методический интерес сосредоточен на анализе фазы движения, правильности ее выполнения. Итогом зрелищного интереса является общее эмоциональное впечатление от снимка. Фоторепортер, ориентирующийся на создание снимков зрелищной направленности, стремится запечатлеть моменты, содержащие динамизм (порыв), экспрессивность (степень резкости или смазанности объекта и фона определяет цель снимка).
Снимки на спортивные темы должны обязательно отразить состязательность, самоутверждение спортсмена, накал борьбы, страсть и азарт.
Алексей Оводов